Слушай о Победе

Музыка в военное время стала оружием, не позволившим сломить дух советского народа. С первых дней боевых действий советские композиторы создавали новые песни, многие из которых сразу «ушли на фронт».

Как писались знаменитые строки и мелодии? Предлагаем вам познакомиться с историями самых ярких произведений советских композиторов в годы Великой Отечественной войны.

Священная война

Священная война

Автор: Василий Лебедев-Кумач

Музыка: Александр Александров

24 июня 1941 г. было опубликовано стихотворение Василия Лебедева-Кумача «Священная война». Руководителю Краснознаменного ансамбля песни и пляски Красной Армии Александру Александрову случайно попала в руки газета, и стихи произвели на него такое сильное впечатление, после чего он сочинил для них музыку. 26 июня 1941 г. на Белорусском вокзале при отправке солдат на фронт песню исполнил Ансамбль красноармейской песни и пляски. С октября 1941 г. и до конца Великой Отечественной войны песня звучала каждое утро после боя курантов по всесоюзному радио.

Смуглянка

Смуглянка

Автор: Яков Шведов

Музыка: Анатолий Новиков

Песня была частью сюиты, написанной композитором Анатолием Новиковым и поэтом Яковом Шведовым в 1940 году. Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Запевал её солист Краснознамённого ансамбля Николай Устинов, которому песня эта в значительной степени обязана своим успехом. Концерт транслировался по радио. «Смуглянку» услышало, таким образом, очень много людей. Её подхватили в тылу и на фронте. Песня, в которой говорилось о событиях Гражданской войны, была воспринята как песня о тех, кто боролся за освобождение Молдавии в Великую Отечественную войну.

Катюша

Катюша

Автор: Михаил Исаковский

Музыка: Матвей Блантер

Стихи Михаила Исаковского долгое время оставались незаконченными и обрывались на первом четверостишии. Закончить текст песни поэту удалось в 1938 г. после знакомства с композитором Матвеем Блантером, который сочинил к ним мелодию. Впервые песня прозвучала в ноябре 1938 г. в Колонном зале Дома Союзов. «Катюшу» исполнила Валентина Батищева в сопровождении государственного джаз-оркестра под управлением Виктора Кнушевицкого.

Темная ночь

Темная ночь

Автор: Владимир Агатов

Музыка: Никита Богословский

Лирическая песня, написанная композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым в 1943 году для фильма «Два бойца». Песня приобрела огромную популярность и стала в СССР одной из наиболее любимых и известных песен, созданных во время Великой Отечественной войны.

В лесу прифронтовом

В лесу прифронтовом

Автор: Михаил Исаковский

Музыка: Матвей Блантер

Популярная песня композитора Матвея Блантера на стихи Михаила Исаковского. Cтихотворение Исаковского было написано в 1942 году, а создание песни Блантером обычно датируется 1943 годом. Осенью 1941 года группа московских писателей, поэтов и артистов вместе с их семьями была эвакуирована из столицы в город Чистополь Татарской АССР, расположенный на реке Каме. Там же, в Чистополе, Михаил Исаковский в 1942 году он написал стихи, на основе которых потом родилась песня «В лесу прифронтовом». Впервые это стихотворение было опубликовано в газете «Красная Татария». Михаил Исаковский писал: «Стихи написаны на Каме, когда шёл второй год войны. Работая, представил себе русский лес, чуть-чуть окрашенный осенью, тишину, непривычную для солдат, только что вышедших из боя, тишину, которую не может нарушить даже гармонь».

Первым делом – самолеты

Первым делом – самолеты

Автор: Алексей Фатьянов

Музыка: Василий Соловьев-Седой

Песня из кинофильма «Небесный тихоход». Песня написана в 1945 г.

Синий платочек

Синий платочек

Автор: Яков Гольденберг (Галицкий)

Музыка: Ежи Петерсбурский

Советская вальсовая песня. В 1939 году Е. Петерсбурский оказался в отошедшем к Советскому Союзу Белостоке и в конце 1939 года возглавил Белорусский республиканский джаз-оркестр. Музыка была написана им в 1940 году в Минске. Во время гастролей в Москве музыку услышал и написал к ней слова поэт и драматург Яков Гольденберг (в числе прочих публиковавшийся под псевдонимом Я. Галицкий).

Жди меня

Жди меня

Автор: Константин Симонов

Музыка: Михаил Блантер

В годы войны оно пользовалось невероятной популярностью. Кукулин пишет: «Жди меня» не только было похоже на заклинание по своему жанру, но и функционировало как таковое в социальной практике. Многократное прочтение этого стихотворения само по себе имело психотехническую функцию. Врач Слава Менделевна Бескина, работавшая во время войны во фронтовых госпиталях, вспоминала, что раненые солдаты, когда им было особенно больно, читали наизусть «Жди меня».

В землянке

В землянке

Автор: Алексей Сурков

Музыка: Константин Листов

Эта песня пользовалась необычайной популярностью у солдат во время Отечественной войны. Её исполняли солдаты, фронтовые творческие коллективы, в том числе она вошла в репертуар знаменитой Лидии Руслановой. Часто последняя строка исполняется в варианте «От твоей негасимой любви». Во время войны в некоторых исполнениях текст песни выглядел совершенно по-другому: после первых двух куплетов (без изменений) следовали не два, а четыре. Имелось также несколько песен-ответов.

Вечер на рейде

Вечер на рейде

Автор: Александр Чуркин

Музыка: Василий Соловьев-Седой

Одна из лучших песен Великой Отечественной войны. Песня «Вечер на рейде» была создана в Ленинграде в августе 1941 года, незадолго до того, как город оказался в блокаде. Композитор Юрий Милютин отмечал, что в песне «Вечер на рейде» Василий Соловьёв-Седой «нашёл такие интонации и такую тему, которые явились обобщающими для всех, и песня стала по-настоящему народной». Музыковед Юлий Кремлёв писал, что «замечательные достоинства песни «Вечер на рейде» были обусловлены вдохновенностью, образностью и обобщённостью произведения». По его словам, эта песня была написана «не потому, что композитор поставил себе рассудком определённую задачу, а потому, что не смог не откликнуться на воспринятое и пережитое им». Обсуждая мелодию песни, Кремлёв отмечал, что она «подлинно напевна и местами великолепно расширяется», композитор использует «фактор мелодического речитатива», а также выделяет пунктированные ритмы, которые, соединяясь с распевностью, приобретают интонационную свежесть и яркость.

Седьмая симфония

Седьмая симфония

Седьмая симфония Шостаковича (Ленинградская) – это великое произведение, отражающее не только волю к победе, но и непреодолимую силу духа русского народа. Музыка представляет собой хронику военных лет, в каждом звуке слышен след истории. Грандиозная по масштабу композиция подарила надежду и веру не только людям, находящимся в блокадном Ленинграде, но и всему Советскому народу.