Московская балетная школа в годы эвакуации

О жизни и творчестве воспитанников Московской государственной академии хореографии в первые годы Великой Отечественной войны

В воскресенье, 22 июня 1941 года, на рассвете войска фашистской Германии без объявления войны внезапно атаковали всю западную границу Советского Союза и нанесли бомбовые авиаудары по советским городам и воинским соединениям. Война застала большинство учеников Хореографической школы Большого театра, как тогда называлась Академия, в подмосковном лагере «Поленово».

Эвакуация и новый быт

Более 90 учащихся вместе с педагогами под предводительством художественного руководителя и директора училища Николая Тарасова были эвакуированы в небольшой город на Волге Васильсурск.

В первую военную зиму Школа расположилась в деревянном здании клуба водников и сельпо. В доме не было электричества. Дети и педагоги спали на полу на матрацах. Мороз в то время в Васильсурске достигал 50 градусов. Занятия классическим танцем проводили в телогрейках и даже иногда в валенках.

Быт налаживался постепенно. Ребята соорудили станки для занятий из выстроенных в ряд стульев, мастерили костюмы и реквизит, заготавливали дрова и отапливали зал для репетиций самостоятельно.

Со временем детей и педагогов разместили на частных квартирах и в гостинице города. В это время для ребят начали проводить общеобразовательные уроки. В расписание трудовой недели входили строевые занятия, политинформация, беседы об истории Васильсурска, сбор лекарственных трав, клубный день с играми и патефоном. Дети занимались и общественной деятельностью: беседовали с участниками боев, организовывали выставки рисунка и детской игрушки, проводили литературные вечера.

Летом ученики помогали колхозникам на полях, собирали ягоды и ездили на лесозаготовки. Собранные продукты Школа жертвовала в фонд помощи ленинградским рабочим. Училище даже обзавелось подсобным хозяйством: ученики и педагоги построили свинарник и завели свиней, корову, оборудовали парники и засеяли культуры.

Обустраивая быт на новом месте, Школа не забывала и об искусстве. Ученики с педагогами готовили концертную программу. Она включала классические вариации, белорусский, молдавский и голландский танцы, мазурку Шопена. Первые концерты проходили для раненных в военном госпитале. Пригласительные билеты на выступления писали от руки сами выступающие.

Рождественское чудо

Отдельной страницей в истории эвакуационного периода Школы стал приезд в Васильсурск советского танцовщика и хореографа Касьяна Голейзовского. Сразу по приезде в 1941 году Касьян Ярославич начал постановку к Новому году детского спектакля по собственному либретто на музыку Константина Потапова. Художником выступил Федор Федоровский.

Спектакль был поставлен за восемь дней и назывался «Елка Деда Мороза». Он пользовался особым успехом в период эвакуации Школы. В его основу легли сюжеты русских сказок. Первая картина включала танец с куклой главной героини спектакля, девочки Маши, ее сон и встречу с Дедом Морозом, который показывал Маше «богато убранную елку с заводными игрушками». Во второй картине игрушки оживают, и на сцене появляются Паяц и Куколки, Красная Шапочка и Волк, Мальчик-с-пальчик, Кот и Кошка и другие, исполняющие дивертисмент. Заканчивался спектакль кодой, в которой танцевали все задействованные в спектакле дети.

Постановка стала настоящим Рождественским чудом для ее зрителей. Балетмейстер Касьян Голейзовский говорил: «Успех спектакля поразительный. Как-то неудобно писать о себе хорошо, но должен сказать, что постановка получилась у меня исключительно хорошо во всех отношениях».

Ко Дню Красной Армии хореограф составил концертную программу, в которую входило множество народных танцев, в том числе мазурка и русская плясовая. Фронтовики оценили подборку номеров, народные танцы навевали им воспоминания о родном доме. Раиса Стручкова, известная российская балерина и народная артистка СССР, в годы эвакуации Школы была в старших классах. Она вспоминала: «Они видели в нас не просто артистов, а своих детей, таких же, каких оставили в городах и селах».

Большие свершения маленьких артистов

Во время эвакуации Школа взяла шефство над военным госпиталем, выступала для раненых, призывников, колхозников, эвакуированных детей, жителей Васильсурска и военных, которые рыли окопы. Сцена, как правило, была крошечной, а публика чаще всего сидела на полу, окружая маленьких артистов. Ученики гастролировала по окрестностям города и в качестве поощрения получали варенье, хлеб.

В 1941 и 1942 годах ребята дали более 100 концертов. Большинство декораций и инвентаря дети и педагоги изготавливали самостоятельно. Занавески, добытые в госпитале, превратились в занавес. Игрушки для елки мастерили своими руками из того, что было в доступе. Пачки для выступлений шили из марли и подкрашивали подручными красителями.

Многие из учеников хореографической школы Большого театра именно в эти годы осознали, что балет – это не только истории о красоте и совершенстве. Балет может давать надежду и исцелять огрубевшие души, переживающие ужасы войны.

Испуганные дети, которые не знали, чем они могут помочь своему народу, быстро повзрослели и приняли миссию артиста балета в фронтовых реалиях. Слова Раисы Стручковой очень точно это описывают: «Нам, старшеклассникам, нестерпимо малым казалось все то, чем занимались мы тогда, – в нас постоянно жило желание как-то действенно помочь стране, фронту. Конечно, все мы тайно мечтали о подвигах, о больших свершениях, но повседневная суровая действительность требовала реального труда – дежурств и концертов в госпиталях города, работы по заготовке дров, часть которых отдавалась все тем же госпиталям, помощи окрестным колхозам, шефства над младшими воспитанниками училища».

Ученики и педагоги провели два года постоянных лишений, тяжелого труда и ежедневного творчества в эвакуации в Васильсурске. В 1943 году фронт начал отходить на запад, и Школа вернулась в Москву.

Сохранились письма благодарности от зрителей – врачей, военных, школьников – за выступления и поддержку Школы. Сейчас эти письма хранятся в архивах Московской государственной академии хореографии.

В материале использованы фрагменты из книги «Московская балетная школа в Васильсурске (1941–1943)». Составитель В. А. Тейдер. 2010. – 240 с.